В этот раз церемония вручения «Золотого мяча» обошлась без скандалов и возмущенных криков о том, что кого-то «обокрали».
Ну да, представители «Реала» опять не прилетели в Париж, но если в прошлом году это было осознанной акцией протеста против, как они считали, несправедливости в отношении Винисиуса, то в этом году просто не было смысла никуда ехать и тратить время и деньги — было понятно, что никто из «Королевского клуба» ни на какие призы не претендует.
В каком-то смысле поведение «ПСЖ» получилось даже более скандальным. Дело в том, что из-за плохой погоды на вечер понедельника была перенесена игра чемпионата Франции с «Марселем», изначально запланированная на воскресенье. Однако Усман Дембеле, Дезире Дуэ и Жоау Невеш остались в Париже ради церемонии «Золотого мяча» (формально, правда, все они числились в списке травмированных). В итоге «Марсель» победил — 1:0, но, наверное, это был единственный раз, когда парижские фанаты не особо расстроились после поражения от злейшего врага (а уровень взаимной ненависти там запредельный).
Можно, конечно, найти к чему придраться — например, Витинья по итогам голосования оказался выше Мохамеда Салаха, проведшего фантастический сезон за «Ливерпуль» в АПЛ, и Рафиньи из «Барселоны». Но это все мелочи, не имеющие никакого значения. Вот вы вспомните без помощи интернет-поисковика, кто стал третьим в прошлогоднем опросе или, скажем, вторым после Карима Бензема в 2022-м? Я — нет, и мне нисколько за это не стыдно.
Мечта сына Криштиану Роналду
К победе Дембеле особых вопросов нет — его вклад в триумф «ПСЖ» действительно велик, да и его перерождение из талантливого и глуповатого лентяя в действительно большого игрока — красивая история. Но представим, что «Золотой мяч» дали кому-то другому — Ламину Ямалю или, например, Салаху. И что, это обесценило бы весь тот путь, который прошел Дембеле, и всего достижения, как личные, так и командные? Это сделало бы тот весенний «ПСЖ» менее восхитительным в наших глазах? По-моему, ответ очевиден.
Это все к тому, что давайте уже перестанем относиться к «Золотому мячу» чересчур серьезно и уделять его результатам столько внимания. И не из-за скандалов или потому что приз как-то там себя дискредитировал — полагаю, вы знаете всю эту риторику. Вообще-то, он изначально был довольно специфическим: долгие десятилетия, с середины 1950-х до, наверное, начала 2000-х люди, которые голосовали, часто имели крайне смутное представление о том, за кого они отдают свой голос. Просто в силу развития технологий в ту эпоху — международный футбол на телевидении не шел дальше чемпионатов мира и Европы и главных матчей в еврокубках. На звезд не смотрели, о них читали, и в этом смысле они были скорее литературными персонажами, чем реальными людьми. Так что нам сказочно повезло, что мы можем (могли) видеть чуть ли не каждый матч того же Лионеля Месси.
Никто из детей, гоняющих мяч на площадке перед домом в любом уголке мира, не скажет вам, что его мечта — это однажды выиграть «Золотой мяч». Мечтают сыграть за любимый клуб, за свою сборную на чемпионате мира, выступить в Лиге чемпионов. Мечтают выиграть что-то — от Кубка страны до чемпионата мира. Но не о «Золотом мяче». Ну, может быть, кроме сына Криштиану Роналду.
У Хави и Иньесты нет «ЗМ». Ну и?
Это — гарнир, не более чем дополнение к основному блюду. Даже не десерт, потому что десерты люди ходят пробовать специально, настолько они могут быть хороши и знамениты. Это именно гарнир, от которого вы вообще можете отказаться, потому что пришли в ресторан не за этим. За очень редким исключением вы даже не вспомните, плох он был или хорош.
У Хави и Андреса Иньесты нет «Золотого мяча». Ну и? В данном случае это проблемы и трагедия «Золотого мяча», а не двух этих великих испанцев. Да, в случае с Уэсли Снайдером и Франком Рибери ракурс немного другой — индивидуальная награда сделала бы их карьеры, скажем так, более завершенными, а их самих — более влиятельными в плане статуса и звездности. С другой стороны, есть пример Луки Модрича, которому повезло взять свой «Золотой мяч» в десятилетие, когда его вручали только Месси и Роналду. Но, говоря о величии хорвата, разве это мы вспоминаем в первую очередь? И разве что-то изменилось бы в нашем его восприятии как игрока, не получи он свое ювелирное изделие в 2018-м?
Речь не о том, что «Золотой мяч» не нужен. В любом командном виде спорта есть индивидуальные призы, они даже могут быть довольно статусны, как в нашем случае. Но условный Леброн Джеймс гонялся за чемпионскими перстнями, а не за титулами MVP, а Коннор Макдэвид совсем не рад тому факту, что у него в коллекции есть «Конн Смайт», а у Сергея Бобровского или Мэттью Ткачака его нет.
За Дембеле же стоит только порадоваться — теперь 2025-й станет для него еще памятнее. И да, пусть Ямаль возьмет свой «Золотой мяч», пока еще не очень повзрослел, и устроит с ним самую дикую оргию, на которую только способно его юношеское воображение. Чересчур политкорректному миру современного футбола нужна такая встряска.