ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Дек. 2, 2025

Валькирии и королевы

Рейтинг: 0

Автор: Лиза Аникина. Дилетант

Пока отважные викинги покоряли моря и земли, чем занимались их женщины? Вели хозяйство, растили детей? Брали на себя мужские обязанности? Или так же с оружием в руках стояли на борту драккара, глядя на поднимающиеся из-за горизонта чужие берега?

Современная культура склоняет нас к последнему варианту. Фильмы и сериалы рисуют нам заманчивый образ девы щита, которая назло христианской Европе сражалась и побеждала наравне с мужчинами. И это не вымысел толерантного кинематографа последних десятилетий. В средневековых сагах северных народов важное место занимают прекрасные воительницы, подобно валькириям бушующие на поле брани. Но что стоит за этими образами — легенды и мифы или реальные люди?

Суровая повседневность

Прежде всего, совершенно точно не стоит подозревать скандинавское общество в несвойственном той эпохе феминизме. Существовало чёткое разделение гендерных ролей, даже частично прописанное в законах, и принятие на себя черт, свойственных другому полу, чаще всего не одобрялось или даже сурово наказывалось. Так, исландский судебник «Грагас» прямо велит изгонять из общины тех, кто носит не соответствующий полу костюм. В «Саге о людях из Лососьей долины» героиня обманом заставляет своего мужа надеть рубашку с глубоким вырезом, чтобы инициировать развод, а другой персонаж бросает жену, заявляя, что она носит мужские штаны.

Главным в семье был, конечно же, мужчина. Он решал, как распоряжаться деньгами, где жить, с кем сочетаться браком детям. На его же долю выпадали и главные трудности. Мужчина отвечал за достаток семьи, рисковал жизнью в военных походах, защищал свою землю и родных от посягательств и мстил обидчикам, если чести его рода был нанесён ущерб. Женщина могла взять на себя некоторые из этих функций, но в основном в тех случаях, когда дееспособных родственников мужского пола не осталось. Бывали и исключения. Женщина могла получить независимость и даже власть благодаря упорству, уму и харизме. Но чаще всего ей и своих забот хватало.

Средневековье не баловало никого. Даже знатные дамы не могли позволить себе праздное времяпрепровождение. Женщины из богатых семей вышивали, пряли, ткали, следили за домом и работниками, прислуживали мужу и его гостям на пирах. Те, кто попроще, зарабатывали на жизнь ремеслом или вели хозяйство. Кроме того, немало женщин занимались торговлей — вместе с мужем или самостоятельно, и с этой целью преодолевали немалые расстояния, порою оказываясь далеко на чужбине.

Были среди женщин, вероятно, и скальды — придворные поэты. Это сейчас кажется, что сочинять стихи несложно. Но в эпоху викингов даже для их истолкования требовалось хорошее образование. Поэт должен был соблюдать метрику и использовать определённую лексику, наполняя свои тексты сложной символикой. Так что право восхвалять конунга и его дружину нужно было ещё заслужить. До нас дошло совсем мало сведений о северных поэтессах. Сохранилось несколько строф из поэмы «Язвительное послание» Йорунн по прозвищу Дева-Скальд. Автор «Младшей Эдды» Снорри Стурлусон также упоминает некую Вильборгу, придворного поэта Олава Тихого, короля Норвегии.

Самые же бедные женщины брались за любую работу, чтобы принести в семью кусок хлеба. И это помимо рождения и воспитания детей — вопрос о зайках и лужайках в те времена не стоял, многократное продолжение рода рассматривалось как обязательный атрибут семейной жизни. При этом не нужно думать, что эти многочисленные обязанности сопровождались полным бесправием. Как и в большинстве средневековых обществ, система была значительно сложнее.

Женщины действительно находились в зависимом положении. Сперва их судьбу решал отец — или при его отсутствии другой родственник мужского пола, причём переход этой ответственности регламентировался в зависимости от периода либо законом, либо устоявшимися традициями. Именно опекун принимал решение о браке. Девушка могла, конечно, высказать своё мнение о женихе, и при хорошем раскладе её позиция учитывалась. Но даже в небогатых семьях брак был в первую очередь сделкой, а не союзом двух любящих сердец. Что уж говорить о ярлах и конунгах, которые, выдавая дочерей замуж, заключали политические союзы и определяли будущее десятков или сотен людей.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни