Мало что в жизни может дать женщине такие эмоции и такую радость, как материнство. Но почему не у всех получается эту радость ощутить? И почему призывы больше рожать работают не всегда?
Об этом накануне Дня матери, который отмечается в воскресенье 30 ноября, aif.ru поговорил с сооснователем и исполнительным директором Центра поддержки материнства «Душа Мамы», финалистом конкурса «Московские мастера – 2025» в номинации «руководитель социально ориентированной некоммерческой организации», психологом и мамой двоих детей Анастасией Арсеничевой.
Несколько лет назад мы провели масштабное исследование и выяснили: 29% женщин, живущих в городах с населением от 100 тысяч человек и имеющих детей в возрасте до 3 лет, регулярно думают о суициде. Каждую осень мы видим всплеск таких настроений. Осень - потому что и так тяжело, а когда еще вот эта серая хтонь за окном, то вообще пиши-пропало. И так происходит не только у нас. По статистике ВОЗ, 80–85% женщин в мире сталкиваются с послеродовой хандрой – на Западе её называют красивым словом «бэби-блюз». Мама только родила, она себя еще плохо чувствует, а главное - не очень понимает, что с этим свалившимся на нее «счастьем» делать. Если в первые дни у нее ещё эйфория, высокий уровень окситоцина – «гормона любви», то потом эйфория проходит, накапливается усталость, и женщина начинает задумываться: теперь вся моя жизнь крутится вокруг этого маленького орущего существа? А где же я в этой системе? Её начинает «подтапливать» это чувство. Да, большинство находят в себе силы с этим чувством справиться самостоятельно. Но примерно у каждой третьей женщины хандра перерастает в депрессию. А это уже серьезный диагноз.
Так вот, если бы женщина и ее близкие знали об этих рисках заранее, они могли бы «подстелить соломки». И знали бы, куда обратиться за помощью. Сегодня и некоммерческие организации, и государство стараются такую помощь оказывать. Например, в Москве при поликлиниках и женских консультациях появились центры ментального здоровья. Есть центры помощи семье и детям, есть Московская служба психологической помощи населению, куда можно обратиться совершенно бесплатно. Но многие не знают о такой возможности. А во многих регионах подобных служб попросту нет.
- Вопрос ребром: существует ли врожденный материнский инстинкт? Тот, что помогает женщине сразу привязаться к малышу и наполняет ее жизнь новым смыслом?
- Увы, нет. С научной точки зрения, ни материнского, ни отцовского инстинкта у людей не существует – это миф, привязанность формируется постепенно. Неслучайно рекомендуют чаще брать младенца на руки, чтобы эта привязанность скорее формировалась… Но многие мамы про врожденный инстинкт слышали, и оттого переживают еще больше. Вот он лежит перед ней, этот маленький комочек - а где же нежные чувства к нему? Где эта любовь всеобъемлющая? А если я никакой любви не ощущаю – то что же, получается, я какая-то ненормальная?
- Некоторые не просто не ощущают любви к ребенку - они видят в нем обузу. Сколько жутких историй: одна мамаша выкинула ребенка из окна, другая родила и утопила кроху в унитазе. В редакции мы почти каждую неделю обсуждаем новости про очередное детоубийство…
- Это ужасно, согласна. У каждой такой истории могут быть свои причины, в том числе психиатрического свойства, и с ними надо разбираться предметно. Но, к счастью, подобных женщин все-таки единицы. Подавляющее большинство способны с послеродовой хандрой справиться, им только нужно помочь. А не выговаривать: мол, сколько уже можно лежать, страдать и плакать? Давай, вставай уже, у тебя всё есть, иди и радуйся этой прекрасной жизни... Ни в коем случае нельзя стигматизировать «неправильные» чувства, осуждать их. Отрицать само наличие послеродовых проблем у женщины. Внушать ей, что дети – одно сплошное счастье, напоминать про материнский долг и материнский инстинкт. Если мы не разрешим ей говорить о своих сложностях, а главное – не будем ей помогать с ними справляться, то мы, как общество, продолжим сталкиваться с разными проблемами, в том числе с такими трагичными, о которых вы сказали. В регионах от 75% до 85% детей в детских домах находятся там по заявлению живых родителей – мам, чаще всего. Это тоже одно из последствий игнорирования женских проблем.
«Родишь – и на работу, вперед и с песней»
- Есть и другой взгляд на эти вещи. Кому-то кажется, что у современных женщин «горе от ума». Слишком образованные стали, слишком много думают о себе. Дескать, «раньше бабы рожали по десять детей», и не в комфортных больницах, а чуть ли не в поле. Да еще в том же поле работали, и дома за скотиной ухаживали, и обеды на всю ораву готовили - и принимали всё это как должное. А сегодня даже от одного ребенка стонут. Кажется, вернуть бы нравы 17-го века, и рождаемость сразу пойдёт вверх…
- Да, рождаемость 1,4 ребенка на женщину в среднем по России и 1,2 ребенка в крупных городах – огромная проблема, в том числе экономическая. Но ни в 17-й, ни даже в 20-й век мы уже не вернемся. Уклад общества другой. Подспорья в виде большой семьи из нескольких поколений у многих сегодня нет. Институт бабушек, которые бы взяли на себя заботу о малыше, пока мама «в поле», исчезает. Потому что бабушки и дедушки теперь говорят: «вы выросли - и слава богу, теперь мы можем работать, отдыхать, путешествовать без вас - спасибо современной медицине, можем себе это позволить».
Раньше мамы могли спокойно уйти по своим делам, оставив малыша на попечение соседки. У многих ли есть такая возможность сегодня? Раньше ребенок мог гулять один с детсадовского возраста, а сегодня – не раньше, чем с 13-14 лет, до этого родитель обязан везде его сопровождать. Когда я однажды сына в 11 лет отправила за справкой в детскую поликлинику, там страшно удивились: «Как, ты без мамы пришел?! Без мамы мы тебе ничего не дадим».
При этом в России 5,5 млн соло-мам, воспитывающих детей в одиночку. Не зря в Сети недавно завирусился ролик, в котором женщины записывают друг другу послание: «Если тебя некому встретить из роддома, скажи мне, я приеду». И при этом все вокруг напоминают: дорогая, ты должна родить - пора уже, «часики тикают»! И вообще, у нас рождаемость падает, так что планируй троих. При этом, конечно, работу ты не бросай – быть домохозяйкой не принято, экономике нужны кадры. Тем более, у тебя высшее образование есть - для чего ты училась? Родишь – и на работу, вперед и с песней... При этом и дома ты должна готовить, убирать, стирать, о муже заботиться. И про свой внешний вид не забывать – а как же? Соцсети не дремлют, там повсюду - прекрасные картинки «идеального материнства», где пятеро по лавкам, мама бизнесвумен, миллионы зарабатывает и выглядит соответствующе. Надо к этому идеалу стремиться… И бедная женщина, к которой обращен этот набор ожиданий, задумывается: а где здесь я во всей этой истории?
- И что же ей делать?
- Каждая женщина сама решает, в какой мере она готова соответствовать навязанным извне стереотипам. Задача же общества, государства - сделать так, чтобы она в любом случае не осталась без заботы и помощи.
«Всегда найдутся те, кто тебе поможет»
- 30% опрошенных вашим центром мам признались, что вообще не получают никакой помощи. А в чем они нуждаются больше всего?
- Самое главное – мама должна понимать, что она не одна. Что есть люди, которым небезразлично, что с ней происходит, которые дадут ей ощущение безопасности, опоры под ногами. Иногда бывает достаточно теплого слова. Выдавая документы на ребенка, пусть ей скажут: «Ты такая умничка, ты принесла в мир это чудо, этого ребеночка! И у тебя всё будет хорошо. А если что, не бойся просить помощи, обязательно найдутся те, кто поможет».
Одна из задач нашего центра - рассказывать мамам, что у них есть много самых разных «подпорок». Вот, например, в Калуге создали проект «передышки», куда можно привести ребенка и оставить его на время, за ним там присмотрят, помоют ему попу и все прочее сделают, что необходимо. А мама в это время может сделать свои дела - сходить на почту, получить какие-то документы, сделать маникюр, в конце концов.
- Одна из «фишек» вашего центра – практика равного консультирования, когда одни мамы помогают другим (и так же, как ваши психологи и другие специалисты, делают это бесплатно). Таких волонтеров-консультантов у вас уже около сотни, они помогают тысячам женщин из разных городов. Что ими движет?
- Движет желание помочь мамам в ситуации, в которой ты сама побывала и знаешь, каково это. В трудную минуту человеку нужен другой человек, не равнодушный к его беде. В мире это направление активно развивается с 1960-х годов, в России оно появилось сравнительно недавно. Равный консультант - это человек, который обладает релевантным опытом и прошел специальное обучение. Например, если у мамы ребенок с аутизмом, то с ней будет общаться мама, у которой ребенок с таким же диагнозом, которая умеет с этим справляться и имеет ресурс для поддержки других. Задача - помочь женщине найти опору в себе. Найти в себе ответы на самые волнующие вопросы. А если будет соответствующий запрос, то консультант может что-то подсказать, посоветовать, направить к специалисту, который окажет психологическую, медицинскую или другую помощь.