22 сентября на полях 80-й сессии Генассамблеи ООН прошла конференция, посвященная мирному урегулированию израильско-палестинского конфликта и осуществлению решения о создании двух государств. На ней президент Франции Эмманюэль Макрон объявил о признании Палестинского государства. Как ожидается, по ее результатам еще пять западных стран, включая Бельгию, объявят о признании Палестины. Днем ранее такое решение приняли власти Великобритании, Канады, Австралии и Португалии. До 21 сентября палестинское государство признавали 147 из 193 стран — членов ООН. Причем среди них не было ни одного члена G7. В 2024-м к признавшим Палестину европейским странам прибавились Ирландия, Норвегия, Испания и Словения. С учетом Португалии Палестину сейчас признают 11 стран — членов ЕС.
Еще до вступления в ЕС, в 1988-м, соответствующее решение приняли Болгария, Кипр, Польша, Румыния, Венгрия, Чехия и Словакия (тогда единая Чехословакия), а Швеция анонсировала его в 2014-м. Все они признали Палестину как государство в соответствии с границами 1967 года, так что Восточный Иерусалим оказывается на территории этой страны. Нынешние власти Чехии и Венгрии отрицают признание палестинской государственности. В июле глава канцелярии премьер-министра Венгрии Гергей Гуйяш заявил, что Будапешт не планирует признавать Палестину до достижения соглашения о мире с Израилем. Перед вылетом на Генассамблею ООН президент Чехии Петр Павел сказал журналистам, что «процесс создания палестинского государства должен стать результатом переговоров между всеми заинтересованными сторонами, включая Израиль».
ПОЧЕМУ ВСЕ БОЛЬШЕ ЗАПАДНЫХ СТРАН ПРИЗНАЮТ ПАЛЕСТИНУ
Новую волну признания Палестины западными государствами на Генассамблее ООН инициировал президент Франции Эмманюэль Макрон. В июле он направил письмо с соответствующим обещанием главе Палестинской автономии Махмуду Аббасу. «Насущная необходимость сегодня — прекратить войну в Газе и оказать помощь гражданскому населению… Мир возможен», — написал глава Пятой республики в соцсети X.
19 сентября в Елисейском дворце сообщили, что о признании государственности Палестины в Нью-Йорке объявят представители десяти государств — Андорры, Австралии, Бельгии, Великобритании, Канады, Люксембурга, Мальты, Португалии и Сан-Марино. В интервью CBS News 22 сентября Макрон заявил, что признание — это начало политического процесса. Он уточнил, что сразу после этого он ожидает прекращения огня, освобождения всех заложников и возобновления поставок гуманитарной помощи в Газу.
И.о. министра иностранных дел Франции Жан-Ноэль Барро назвал 22 сентября великим днем для мира. Отвечая на вопрос, представляет ли решение о признании Палестины опасность для Израиля, он подчеркнул, что это «абсолютное противоречие». «Признание Палестины означает постоянную изоляцию ХАМАС. И это реабилитирует тех палестинцев, которые решили отказаться от насилия и терроризма», — заявил Барро в эфире TF1.
Париж последовательно пытается взять на себя роль посредника в урегулировании ближневосточного конфликта. В июне под председательством Франции и Саудовской Аравии должна была состояться конференция ООН насчет создания двух государств.
Ожидалось, что тогда заявление о признании Палестины сделает не только Пятая республика, но и другие государства, в том числе западные, которые давно выражали такие намерения, например Мальта. Однако мероприятие было отложено под давлением США. В итоге конференцию понизили до министерского уровня и перенесли на 28 июля; встреча с участием глав государств и правительств была отложена до осенней Генассамблеи ООН.
Летние заявления Макрона вызвали негативную реакцию со стороны как Израиля, так и США: они обвинили Париж в поддержке ХАМАС. Однако в западном сообществе продолжала шириться критика в адрес правительства Израиля, обусловленная ухудшающейся гуманитарной ситуацией в Газе. Незадолго до старта недели высокого уровня Генассамблеи ООН ЕС приостановил финансовую поддержку Израиля (за исключением гражданских программ). Соответствующее заявление глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сделала 17 сентября, отметив, что «ужасные события, происходящие в Газе ежедневно, должны прекратиться».
В итоге Британия и Канада опередили Францию и стали первыми странами — членами G7, которые заявили о признании Палестины. Британский премьер Кир Стармер подчеркнул: это решение — «не награда для ХАМАС», потому что оно означает, что у этой группировки «не может быть будущего». «Никакой роли в правительстве, никакой роли в обеспечении безопасности», — сказал Стармер, подчеркнув, что Лондон уже ввел санкции против группировки и еще введет новые. «Чтобы возродить надежду на мир и создание двух государств, я, как премьер-министр этой великой страны, четко заявляю, что Соединенное Королевство официально признает Государство Палестина, — резюмировал Стармер. — Мы признали Государство Израиль более 75 лет назад как родину еврейского народа. Сегодня мы присоединяемся более чем к 150 странам, которые также признают палестинское государство».
В заявлении канадского правительства отмечено, что решение о признании Палестины принято на фоне «методичной работы правительства Израиля над предотвращением создания палестинского государства» и «безжалостной политики расширения поселений на Западном берегу реки Иордан». Глава канадского кабинета Марк Карни отметил, что Оттава признает Палестину «в надежде на мирное будущее как для Палестины, так и для Израиля».
В совместном обращении австралийского премьер-министра Энтони Альбанезе и главы МИД страны Пенни Вонг говорится, что признание Палестины — это часть усилий на пути мирного процесса, основанного на существовании двух государств, которое начнется с прекращения огня в секторе Газа и освобождения израильских заложников. В заявлении подчеркивается, что движение ХАМАС «не должно играть никакой роли» в Палестине.
Министр иностранных дел Португалии Пауло Ранжел заявил, что решение о признании было принято правительством после консультаций, которые показали согласие президента и большинства парламентских партий. Однако «признание Палестины не разрешит гуманитарный кризис в секторе Газа», и потому дипломат призвал к «полной остановке военных действий». Все страны — члены ЕС поддерживают решение о двух государствах. Но такие члены «Большой семерки», как Германия и Италия, не спешат с признанием Палестины.
По мнению немецкого канцлера Фридриха Мерца, «сейчас не подходящее время для создания такого государства, поскольку отсутствуют некоторые предварительные условия». ФРГ в силу исторических обстоятельств считается одним из ключевых союзников Израиля, но в последнее время критика в адрес правительства Биньямина Нетаньяху растет и в Берлине. В начале августа Мерц объявил о прекращении поставок оружия в Израиль из-за гуманитарной ситуации в секторе Газа.
Премьер-министр Италии Джорджа Мелони в июле пояснила, что признание Палестины должно состояться только после фактического учреждения этого государства. «Я считаю, что признание Государства Палестина без существования Государства Палестина может быть даже контрпродуктивным для достижения поставленной цели», — отметила она в интервью газете la Repubblica. Вместе с тем глава МИД Италии и вице-премьер Антонио Таяни заявил, что Рим присоединится к итоговому документу об урегулировании палестинского вопроса, который будет выработан конференцией на полях Генассамблеи ООН.
КАК ПРИЗНАНИЕ ПАЛЕСТИНЫ СКАЖЕТСЯ НА ВОЙНЕ В ГАЗЕ
В Израиле крайне остро отреагировали на решение Британии, Канады и других стран по Палестине. Премьер Нетаньяху пообещал дать ответ на «попытку навязать нам террористическое государство в самом сердце нашей страны». «У меня есть ясное послание тем лидерам, которые признали палестинское государство после чудовищной резни 7 октября: вы дарите терроризму огромную награду. И у меня есть для вас еще одно послание: этого не произойдет. Палестинского государства к западу от реки Иордан не будет», — заявил он. Нетаньяху также пообещал, что Израиль продолжит строительство еврейских поселений на Западном берегу (израильские власти называют этот регион Иудеей и Самарией).
Израильский 12-й канал отмечает, что власти страны рассматривают возможность закрыть консульства стран, признавших Палестину, прежде всего Франции, которую считают зачинщиком этого процесса. В начале сентября лидер ультраправой партии «Религиозный сионизм» министр финансов Бецалель Смотрич предложил в ответ на возможное признание Палестины аннексировать 82% Западного берега, отрезав оставшиеся палестинские территории друг от друга. В конце июля израильский парламент (кнессет) принял резолюцию о распространении израильского суверенитета на территорию Западного берега, однако она не носила юридически обязывающего характера и скорее была символическим жестом правых перед уходом на каникулы. Financial Times утверждает со ссылкой на источники, что глава МИД Израиля Гидеон Саар на минувшей неделе проинформировал израильских дипломатов, что правительство пока не приняло окончательного решения о судьбе Западного берега.
Власти нескольких арабских стран, включая Саудовскую Аравию, предупредили Израиль, что аннексия станет для них красной линией. Этот шаг поставит под удар одно из главных дипломатических достижений первого президентства Дональда Трампа — Соглашения Авраама о нормализации отношений между Израилем и Бахрейном, ОАЭ, Марокко и Суданом. В свой второй президентский срок республиканец рассчитывает расширить эти соглашения и на Саудовскую Аравию, однако продолжающийся конфликт в Газе — а теперь и угроза аннексии Западного берега — значительно затрудняют этот процесс.
Ранее 25 видных республиканцев и сторонников Трампа направили лидерам Австралии, Британии, Канады и Франции письмо с предупреждением, что признание Палестины может повлечь за собой «ответные карательные меры». «Это безрассудная политика, которая снижает шансы на достижение мира. Это создает опасный прецедент, согласно которому насилие, а не дипломатия является наиболее подходящим средством для достижения политических целей террористическими группировками вроде ХАМАС», — говорится в письме.
Несмотря на то что США официально выступают за создание двух независимых государств, администрация Трампа прежде предостерегала союзников от формального признания Палестины, поясняя, что этот шаг будет воспринят как антиизраильский и противоречащий интересам США. Но в Белом доме не хотели бы допустить и аннексии Западного берега, поскольку это ухудшит отношения между Вашингтоном и арабскими странами, сообщает израильский 12-й канал со ссылкой на источники в окружении американского президента.
Научный сотрудник Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН Людмила Самарская заявила РБК, что решение признать Палестину будет иметь значение лишь с формальной точки зрения: теперь больше представителей международного сообщества будут считать любые конфликты между Израилем и Палестиной межгосударственными. «На практике, однако, это мало что изменит, поскольку у Палестины нет ни признанных границ, ни суверенитета, ни в полной мере функциональных государственных структур», — отметила эксперт.
Израиль воспринял признание Палестины крайне болезненно, посчитав его «наградой за террор», хотя этот шаг касается вовсе не ХАМАС, который на международном уровне широко осуждают, отметила Самарская. «С израильской точки зрения, признание Государства Палестина не будет способствовать дипломатическому урегулированию. Впрочем, текущее правительство Израиля к нему, по-видимому, и не стремится, не предлагая жизнеспособных политических альтернатив», — заключила эксперт.